Новости
Кинотренинг – интересный формат обучения в сфере охраны труда
При поиске подходов к формированию у работников риск-ориентированного мышления психологи и ученые обратили внимание на влияние кино на зрителя. Публикации исследований о взаимосвязи просмотра фильмов с процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе и защитными механизмами появились ещё в начале 50-х годов.
Первую книгу «Кинотерапия» написал основатель онтологической школы, итальянец Антонио Менегетти. Американский психолог Гарри Соломон тоже использовал кинофильмы в своей психотерапевтической практике. Он обратил внимание на то, что фильмы помогают клиентам чувствовать себя более раскованно и легче идти на контакт, а также чётко осознать собственные сложные ситуации.
В начале прошлого века американские ученые Фрэнк и Лилиан Гилбрет для повышения безопасности труда провели киноисследование производственных движений человека. Снимая движения работников и прокручивая пленку в обратном направлении, ученые определили лишние и опасные движения. Это помогло сформулировать правила безопасности.
В середине XX века киномагнат Александр Ханжонков разработал методику использования фильмов в учебном процессе. В ней отмечается, что съемочная оптика позволяет подробно показывать динамику мельчайших объектов. Одним из первых разработчиков кинотренинга в нашей стране был психолог, руководитель Института режиссируемой фильмотерапии и фильмотренинга Сергей Красин. В ходе проделанной им работы выяснилось, что кинотерапия может применяться не только в терапевтической, но и в коучинговой деятельности. В процессе кинотренинга зрители наблюдают за логикой героев, анализируют мотивацию и поведение. Таким образом, формируются определенные установки.
Проведение кинотренинга для формирования риск-ориентированного мышления можно рассмотреть на примере фильма Чарльза Чаплина «Новые времена».
Самая уместная для обсуждения – сцена затягивания болтов, что приводит к непониманию между героем и коллегами и сбоям в работе. Также можно проанализировать попадание механика в гигантские механизмы из-за неумелого действия главного героя.
Во время просмотра важно акцентировать внимание на опасных действиях героев. После просмотра зрителям предлагают записать опасные ситуации и ответить, кому именно мог быть нанесен вред, и каким образом. Далее предлагается разложить ситуацию на категории опасностей: физические, химические, психофизиологические, механические и другие. Это поможет лучше осознать причины возникновения опасностей.
Далее зрители должны воспользоваться модернизированной моделью Гиббса и ответить на вопросы:
- Какую опасность обнаружили на рабочем месте?
- Какое действие или бездействие может привести к травме?
- Существуют ли другие факторы, которые влекут за собой ухудшение ситуации?
- Каковы последствия для здоровья человека?
- Как часто случаются заболевания или травмы вследствие этой опасности?
- Насколько велик риск опасной ситуации под влиянием выявленной опасности?
Поиск ответов на эти вопросы даёт возможность прогнозирования развития событий, после чего закладывается основа для принятия решений. В дальнейшем это поможет работнику определить алгоритм действий для предотвращения опасности.
Мы убеждены, что про эту модель обязаны узнать все, кто вовлечен в вопрос безопасности труда на производстве. Ведь меры по повышению осведомленности в этой сфере направлены именно на сокращение случаев травмирования во время работы.
А мы и дальше будем следить за новостями про охрану труда в Интернете, находить интересные статьи в прессе, активно мониторить украинские и зарубежные СМИ и доносить до вас самое интересное и полезное. Следите за нашими и читайте новости на нашем сайте!